Что самое странное, самое необычное в Северной Корее? Не экономика – есть еще страны, где все или почти все принадлежит государству. Мы сами жили в такой стране. И даже не политика – есть еще страны, где правит одна партия или один лидер. И таких немало. Самое странное у них – эстетика и религия. Вот говорили марксисты, что базис определяет надстройку. Но в Корее не определяет.
Хотя базис - экономика и быт – у них далеко ушли вперед, эстетика застряла на уровне китайских пятидесятых годов. Смесь китча и трэша, гордые солдаты с автоматами и рабочие с молотками самых убийственных перенасыщенных цветов украшают современные улицы Пхеньяна. Даже в сталинской России такого лубка (почти) не было.
С эстетикой неразрывно связана и религия. Северная Корея – самая религиозная страна мира после Саудовской Аравии, а может, и до нее. Только вера у них – не ислам, не буддизм, конечно, не христианство. Это вера в трех Кимов, деда, отца и младшего ныне живущего Третьего Кима. Они говорят, что их правители были «ниспосланы небесами». За любое благо – от дождя до покупки мебели – они благодарят Кимов. Они рассказывают о чудесах, сотворенных Кимами, об их сверхъестественных способностях и всеведении, об их божественной мудрости.
Вполне современная пхеньянская дама рассказывала мне, что ей было видение Второго Кима в небе в ночь его кончины (чтобы не сказать Успения). Люди начинают плакать, вспомнив о смерти старших Кимов – хотя прошло немало лет с тех пор.
К ним относятся не как к правителям, а как к богам. Третий Ким – бог живой, но и первые два присутствуют в их жизни на каждодневном уровне. Они докладывают своим почившим Кимам о своих достижениях. «Я расскажу отцу и деду об этом», - сказал Ким III недавно, и он совсем не имел в виду, что сделает это после своей смерти. Он просто собирался посетить их усыпальницу и поговорить с ними.